Пожалуйста, укажите свои контактные данные. Мы свяжемся с Вами в рабочее время с 8.00 до 17.00!
Нажимая на кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Пожалуйста, укажите свои контактные данные. Мы свяжемся с Вами в рабочее время с 8.00 до 17.00!
Нажимая на кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Text...

Какой самосвал лучше купить

Выбор самосвала зависит, прежде всего, от целей покупки спецтехники. Дорожный, карьерный, самосвал для подземных и сельскохозяйственных работ – все эти машины обладают разными техническими характеристиками, типом и объемом кузова. Подобрать универсальное решение для всех задач очень сложно. Грузовой автомобиль либо будет стоить запредельно дорого, либо выбранного функционала будет недостаточно.

Самосвалы Шакман подходят для большинства целей.


Типы грузов

Как правило, самосвал используют для сыпучих и навалочных грузов. К ним относятся песок, щебень, грунт, строительные отходы, снег, полезные ископаемые и другие материалы.

Все зависит от того, в какой сфере используется техника. Наиболее распространенные варианты – самосвал для строительства, коммунальных служб, добывающей промышленности, сельского хозяйства, дорожно-ремонтных работ.

Классификация по грузоподъемности

По объему и весу транспортируемого груза самосвалы делятся на следующие типы:

Легкие (малогабаритные)

Грузоподъемность до 2 тонн. Компактная маневренная техника уверенно себя чувствует в условиях ограниченного пространства и идеальна для городских дорог. Такие машины отлично подходят для коммунальных служб, при перевозке производственных отходов и грузов на небольшие расстояния.

Средние (среднегабаритные)

Грузоподъемность техники 2-10 тонн. Предпочтительный вариант использования – городская среда. Их часто используют производственные предприятия и коммунальщики. Эта спецтехника подходит для перевозки грузов на любые расстояния. Но ключевое значение имеет тип дорожного покрытия. Асфальт и щебневые дороги не вызывают проблем. А вот для бездорожья и мягких грунтов такой вариант не подойдет.

Тяжелые

Грузоподъемность составляет 10-30 тонн. Это один из самых востребованных типов грузовиков с оптимальными характеристиками для самых разных работ. Строительство, грузоперевозки, дорожные работы, сельское хозяйство – основные сферы их использования.

Сверхтяжелые (крупногабаритные)

Грузоподъемность выше 30 тонн. Техника не такая маневренная и скоростная, как малогабаритные модели, но чрезвычайно выносливая и надежная, с высокой проходимостью. Эта модификация предназначена для эксплуатации в сложных условиях и используется для карьерных и масштабных строительных работ. Самосвалы могут быть с прицепом и сочлененными.

Неверный расчет грузоподъемности – одна из частых ошибок при выборе самосвала. При покупке техники «с запасом» часто используется не весь ее потенциал, страдает маневренность и скорость, а экономическая целесообразность оставляет желать лучшего.

Обратная ситуация – экономия на грузоподъемности. В этом случае приходится использовать технику с перегрузом, что приводит к преждевременному износу деталей, частым поломкам, аварийным ситуациям.

Типы кузовов

От формы и способа разгрузки кузова зависит производительность техники и качество разгрузочных работ. Существуют узкоспециализированные конфигурации кузовов для определенных грузов. Но если планируется использовать самосвал для разных материалов и работ, лучше выбрать более практичную модель.

Распространенные формы кузовов:

  • Прямоугольный. Вмещает максимальный объем груза и повышает устойчивость автомобиля. Подходит для сыпучих материалов (гравий, песок, щебень, грунт) – они равномерно распределяются в кузове и компактно размещаются при разгрузке на площадке. Главный недостаток такой формы – наличие острых углов. Вязкие материалы могут застревать, и при разгрузке требуется дополнительная очистка кузова.
  • Корытообразный. Скругленные борта обеспечивают качественную разгрузку вязких и слежавшихся материалов, а потери вместительности при этом совсем невелики.
  • Полуэллиптический. По сравнению с прямоугольными кузовами, такие модификации прочнее, хорошо освобождаются. В них можно перевозить полужидкие материалы. Из недостатков можно выделить меньшую вместимость и смещенный центр тяжести, что увеличивает опасность опрокидывания. Груз из такого кузова при выгрузке рассыпается неравномерно.
Формы кузова
  • Ковшовый. Кузов прямоугольной формы, с увеличенным передним козырьком, без открывающихся бортов. Такой тип обеспечивает оптимальную разгрузку при опрокидывании, удобен для загрузки с помощью экскаватора, обеспечивает хорошую герметичность. Подходит для сыпучих строительных материалов, каменных глыб, угля, цементного раствора, мусора. Один из лучших вариантов для карьерных работ.
  • Совковый. Кузов без закрывающего борта, с приподнятой задней частью и двускатным днищем обеспечивает быструю и удобную разгрузку. Чаще всего таким кузовом оснащается тяжелая карьерная техника для соответствующих материалов: земли, камней, песка, гравия.

По типу разгрузки вся техника делится на самосвалы:

  • С задней разгрузкой – кузов разгружается назад, непосредственно на грунт или специально подготовленную площадку. Как правило, такой вариант используют для сыпучих материалов.
  • С боковой разгрузкой – с возможностью выгрузки с одной или обеих сторон кузова. Таким образом обеспечивается точная выгрузка материалов на определенном участке, лучшая маневренность и удобство в стесненных условиях. Данные кузова подходят для дорожных работ и стройплощадок в городских условиях.
  • С трехсторонней разгрузкой. Выгрузка материалов может выполняться в любом направлении.
  • С донной разгрузкой. Груз выгружается через дно кузова.

Разгрузка самосвала бывает наклонная (с использованием телескопических подъемных механизмов) и принудительная (при помощи шнеков). Первый вариант подходит для любых грузов. Второй – чаще используется для мелкофракционных материалов, например, удобрений и посадочного материала в сельском хозяйстве.

Специализированные самосвалы

По назначению самосвалы делятся на несколько категорий:

  • Строительные – используются для строительных задач в городской среде и загородных объектов. Эта техника также может применяться в коммунальных службах.
  • Карьерные – мощная техника внушительных размеров и высочайшей проходимости, грузоподъемностью от 30 т. Большегрузные самосвалы используются для разработки карьеров, добычи полезных ископаемых (открытым способом), строительства дамб, плотин. Такая техника востребована в труднопроходимых зонах, сложных климатических условиях. Машины дорогие для приобретения и в обслуживании, но выполняемая ими работа беспрецедентна.
  • Сочлененные – техника высокой проходимости, используемая для транспортировки больших объемов сыпучих грузов, контейнеров, различного оборудования, длинномеров. Главная особенность – двухсекционная подвижная рама, соединенная шарнирами. Эта особенность делает машину маневренной и удобной в управлении. Грузоподъемность таких самосвалов от 10 до 50 т., шасси – двух-трехосное, способ разгрузки – различный. Техника используется в строительной отрасли, горнодобывающей промышленности, при обустройстве нефтяных месторождений.
  • Сельскохозяйственные – предназначены для транспортировки габаритных, но сравнительно легких грузов (удобрений, сена, кормов). От строительных самосвалов их отличает облегченная конструкция, грузоподъемность чаще всего не превышает 15 т. Техника рассчитана на перемещение по бездорожью.
  • Подземные – это модификация сочлененных самосвалов, предназначенная для подземных работ (в шахтах). Грузоподъемность такой техники до 40 тонн, двигатель дизельный, электрический или карбюраторный, разгрузка кузова осуществляется с помощью гидравлики или опрокидным способом.

Машины приземистые и подвижные, способные преодолевать затяжные подъемы. Используются для строительства тоннелей, добычи полезных ископаемых, перевозки горных пород.

Кроме указанных разновидностей существуют узкоспециализированные машины для перевозки какого-то одного груза, например, зерновозы, бетономешалки, мусоровозы.

Прицеп и полуприцеп

По виду подвижного состава выделяют:

  • Классические самосвалы без прицепов – универсальные машины для строительных работ, перевозок грузов на короткие и средние расстояния, коммунальных работ;
  • Самосвалы с прицепом или полуприцепом – актуальны для сельскохозяйственных нужд, перевозки других мелкоштучных или насыпных грузов по дорогам общего назначения. При необходимости прицепы можно отцеплять и использовать машину отдельно или с другим типом платформы.
  • Машины с несколькими прицепами (автопоезда) – оптимальный вариант для перевозки сыпучих грузов на дальние расстояния. Маневренность таких моделей ограничена, но их использование оправдано хорошей грузоподъемностью (до 30 тонн). Подходят для дорожных перевозок и эксплуатации в условиях карьерных работ.

Таким образом, подходящая модификация самосвала выбирается, исходя из планируемой грузоподъемности транспортного средства, расстояния перевозки и объема груза, который нужно доставить за один прием.

Технические характеристики

Основные технические параметры, на которые следует обратить внимание при выборе самосвала, – это мощность двигателя, объем кузова, тип трансмиссии, подвески и ходовой части, колесную формулу, дополнительные функции.

Мощность двигателя

Большинство самосвалов оснащено двигателем 200-700 л. с. На особо мощных машинах предусмотрено двухмоторное оснащение. Мощность двигателя должна соответствовать нагрузке и условиям эксплуатации.

Объем кузова

Объем кузова самосвала измеряется в кубических метрах (кубах). Этот параметр влияет на грузоподъемность техники. Знание точного объема кузова дает возможность:

  • арендовать или купить самосвал с оптимальной грузоподъемностью, не переплачивая за «лишний» объем;
  • точно рассчитать стоимость грузоперевозок, учитывая расстояние и объем груза;
  • оптимизировать логистику: рассчитать количество необходимых рейсов до объекта, временные затраты и другие детали.

Наиболее востребованы самосвалы с объемом кузова:

  • около 6 куб. м (при грузоподъемности 7 т);
  • 10-23 куб. м (при грузоподъемности 10-21 т);
  • 20-35 куб. м (при грузоподъемности до 25 т).

Основываясь на кубатуре кузова, выбирают самосвал для конкретных задач и расчета транспортировки сыпучих грузов (щебень, песок, грунт), перевозки штучного товара (кирпич, бревно, блоки).

Тип трансмиссии

Для самосвалов используют следующие типы трансмиссий:

  • Механическая – на современных самосвалах такой тип практически не встречается. Механикой оснащены устаревшие и маломощные машины.
  • Гидромеханическая – используется на дизельных машинах грузоподъемностью до 100 тонн. Отличается высокой эффективностью, низким риском перегрева, хорошей тягой, более экономичным расходом топлива и низкой стоимостью по сравнению с электромеханическим аналогом.
  • Электромеханическая – устанавливается на тяжелых и сверхтяжелых самосвалах карьерного типа. Обладает широким рабочим диапазоном, с таким вариантом не нужно контролировать состояние жидкости в гидравлической системе.

Если планируется использовать самосвал для оперативной доставки грузов преимущественно в черте города в динамичной дорожной обстановке, лучше выбрать модификацию с электромеханикой. Для долгих маршрутов, пролегающих на загородных трассах и по бездорожью, а также для карьерных работ рекомендуется купить самосвал с гидромеханикой.

Подвеска и ходовая часть

Подвески на самосвале бывают рессорного и пневматического типа. Ходовая часть и подвеска отвечают за устойчивость машины на дороге и эффективное перераспределение внешней нагрузки. Большинство опытных водителей отдают предпочтение пневматической подвеске. Она надежно защищает конструктив машины от всех видов нагрузок, автоматически подстраиваясь под их интенсивность, обеспечивает машине более плавный и комфортный ход. Пневмоподвеска дает возможность подстроить нужную высоту машины, независимо от массы груза, улучшая управляемость и обеспечивая безопасное движение по эстакадам. Стоит пневмоподвеска дороже рессорной.

Колесная формула

Колесная формула подбирается, основываясь на требуемой грузоподъемности самосвала, интенсивности использования машины и состояния дорог. Правильный выбор колесной формулы обеспечивает работу машины без перегруза, существенно продлевая ее рабочий ресурс.

Предлагаются следующие варианты:

  • 4х2 – оснащаются легкие маневренные грузовики для городских условий эксплуатации.
  • 6х4 – рекомендуется для универсальных городских самосвалов, работающих на коротких маршрутах, в условиях нормального состояния дорог.
  • 8х4 – подходит для средних дистанций и приемлемого дорожного покрытия. В условиях грунтовых дорог проходимость и устойчивость такой машины будет хуже.
  • 6х6 и 8х8 – таким вариантом оснащаются тяжелые грузовики для работы в сложных условиях бездорожья или труднопроходимых дорог.
  • Автопоезда оснащаются пятиосной колесной формулой.

Таким образом, колесная формула подбирается исходя из предполагаемых условий эксплуатации машины. Примеры самосвалов: 4х2, 6х4 и 8х4.

Дополнительные функции

Кроме основных технических характеристик стоит обратить внимание на дополнительные опции, повышающие комфорт водителя, облегчающие управление автомобилем и снижающие риски аварийных ситуаций на дорогах.

К ним относятся:

  • система навигации;
  • система кондиционирования;
  • тепло- и звукоизоляция кабины;
  • электроподогрев стекол;
  • система видеообзора;
  • «умный» свет;
  • клапан быстрой заправки;
  • вспомогательная система безопасности движения;
  • электрогидравлический усилитель руля;
  • система взвешивания грузов и другие функции.

Вспомогательных систем, которыми можно укомплектовать машину, множество. Конечно, они влияют на итоговую стоимость самосвала. Поэтому важно определить для себя, какие из опций действительно необходимы, а какие будут излишеством.

Юридические аспекты

При покупке или лизинге грузового транспорта необходимо соблюсти все юридические формальности:

  • поставить машину на учет в ГИБДД;
  • оформить полис ОСАГО;
  • уплатить пошлины и сборы;
  • если планируется осуществлять грузоперевозки в Москве, необходимо получить специальное разрешение на передвижение по улицам тяжелой техники и перевозки крупногабаритных грузов;
  • получить лицензию на грузоперевозки;
  • выбрать систему налогообложения, в соответствии с уровнем дохода и другими параметрами грузоперевозок, предусмотреть транспортный налог;
  • проверить, соответствует ли приобретаемая марка и модель спецтехники экологическим нормам и законодательным требованиям, установленным в регионе присутствия.

Водитель грузового транспорта должен соответствовать определенным требованиям: быть старше 18 лет, иметь водительские права категории C (для грузовиков с прицепом – E), пройти медосмотр и инструктаж по технике безопасности, понимать принцип работы техники. Для карьерных грузовиков может потребоваться удостоверение тракториста-машиниста.

Пошаговое руководство по выбору самосвала

При выборе самосвала специалисты дают следующие рекомендации:

  • Ценовая доступность отечественных, белорусских и китайских брендов традиционно считается лучшей. Машины этих производителей быстрее окупаются, а разнообразие моделей и комплектаций дает возможность подобрать оптимальный вариант для поставленных задач.
  • Экономичность обслуживания в приоритете. «Происхождение» самосвала не играет ключевой роли в его дальнейшей эксплуатации. Ломаются как европейские и американские, так и китайские и отечественные грузовики. И если раньше самосвалы европейского происхождения выбирали чаще, то сейчас на первое место выходит доступность и скорость доставки запчастей. В этом плане китайские и отечественные производители однозначно выигрывают. Кроме того, такие машины более приспособлены к климатическим и дорожным реалиям.
  • Экономическая целесообразность покупки той или иной модели должна быть оправдана. Грузоподъемность необходимо использовать по максимуму, но без перегруза. Технические характеристики самосвала (двигатель, подвеска, ходовая и трансмиссия, колесная формула, объем кузова) должны соответствовать нагрузке и условиям эксплуатации. Поэтому перед покупкой самосвала важно оценить объем и характер груза и приобрести подходящую модель.
  • Надежность машины нельзя оценивать только по техническим характеристикам. Часто причиной поломок становится некачественное топливо и дорожное покрытие, систематические перегрузы, ошибки самих водителей.
  • Перед покупкой стоит составить список работ, для которых будет использоваться машина. Продавцу нужно подробно объяснить, для чего нужен самосвал, и вместе с ним подобрать нужную комплектацию и модель. Таким образом, самосвал должен быть укомплектован всем необходимым, а переплачивать или нет за дополнительные опции – вопрос желания.
  • При анализе технических параметров нужно руководствоваться разумной достаточностью. Не выбирать невостребовано большой кузов и грузоподъемность подвески, слишком большой топливный бак, избыточно толстую раму. Все это добавляет лишний вес и цену машине, но может быть невостребовано в работе. Самосвал должен быть в меру прочным, немного с запасом.

Примеры выбора самосвалов для разных задач

Для строительных целей и ремонта дорог

Для перевозки сыпучих грузов для стройплощадки среднего объема подойдут малотоннажные мобильные самосвалы или машины средней категории с колесной формулой 4х2 или 6х4, грузоподъемностью до 30 т., с задним типом выгрузки. Маневренные грузовики отлично подойдут для городских условий, расходы на обслуживание будут значительно меньше крупногабаритных аналогов. Отечественные и китайские бренды хорошо вписываются в эту нишу. Существует возможность донастроить базовую комплектацию и получить на выходе автомобиль для специализированных задач.

Для добывающей промышленности

Для сложных условий эксплуатации подойдут самосвалы тяжелой или сверхтяжелой категории, с грузоподъемностью до 450 т., колесной формулой 8х8 или 6х6. Скорость и маневренность у таких моделей невысока, но такие самосвалы пройдут по любому бездорожью. Чаще всего – это машины с полным приводом, высокой производительностью, с устойчивым кузовом в виде бункеров или платформ.

Для сельского хозяйства

Для сельскохозяйственных целей можно выбрать самосвал с небольшой или средней грузоподъемностью, колесной формулой 4х2 или 6х4. Кузов должен быть объемным, с возможностью надстройки бортов и трехсторонней удобной разгрузкой.

Для лесозаготовки

Для этих целей стоит рассмотреть самосвал со средней и высокой грузоподъемностью, вместительным кузовом, полным приводом, с колесной формулой 6х6.

Для вывоза мусора

Для вывоза бытового и строительного мусора лучше выбрать среднегабаритные самосвалы или крупногабаритные модели, полный привод необязателен. Колесная формула 8х4.

Для обслуживания инфраструктурных объектов

Если нужен самосвал для обслуживания дорог, ремонта мостов, линий электропередач или водоснабжения, можно выбрать подходящую комплектацию из малотоннажных грузовиков или среднегабаритных моделей. Колесная формула может быть 4х2, 6х4, 8х4.

Заключение

Для эксплуатации самосвала с максимальной эффективностью важно правильно подобрать технические характеристики и комплектацию модели. Важны следующие моменты:

  • Тип перевозимых грузов и сфера, в которой будет использоваться техника.
  • Категория самосвала (легкие, средние, тяжелые, сверхтяжелые) и его грузоподъемность.
  • Тип кузова и способ разгрузки (задняя, боковая, трехсторонняя, донная).
  • Назначение самосвала (строительный, карьерный, сельскохозяйственный, подземный, для коммунальных служб),.
  • Особенности подвижного состава (обычный самосвал, с прицепом, полуприцепом, автопоезда).
  • Технические характеристики и дополнительные функции.

Имея общее представление о желаемой модификации самосвала, рекомендуется обратиться к официальному дилеру грузовой спецтехники. Менеджеры подберут необходимую комплектацию, исходя из поставленных задач, обеспечат юридическую чистоту сделки. После покупки автомобиль можно ставить на учет и использовать по назначению.